Притчи

христианская традиция

Сеятель

...Вот, вышел сеятель сеять:
И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то.
Иное упало на места каменистые, где не много было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корней, засохло.
Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его.
Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

О плевелах

...Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём.
Когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл.
Когда взошла зелень и показался плод, тоща явились и плевелы.
Пришедши же рабы домовладыки сказали ему:
Господин! Не доброе ли семя сеял ты на поле твоём? Откуда же на нём плевелы?
Он же сказал им: Враг человек сделал это . А рабы сказали ему: Хочешь ли, мы пойдём, выберем их?
Но он сказал: Нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы.
Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: Соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою .

Горчичное зерно

Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём.
Которое хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

Злой раб

...Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими.
Когда начал он считаться, приведён был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов.
А как он не имел чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить.
Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил:
Государь! Потерпи на мне, и всё тебе заплачу .
Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
Раб же тот вышед, нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: Отдай мне, что должен .
Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: Потерпи на мне, и всё отдам тебе .
Но тот не захотел а пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
Товарищи его, видевши происшедшее, очень огорчились и, пришедши, рассказали государю своему всё бывшее.
Тогда государь его призывает его и говорит: Злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня.
Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

Хозяин дома

Был некоторый хозяин дома, который посадил виноградник, обнёс его оградою, выкопал в нём точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды.
Виноградари, схвативши слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
Опять послал он других слуг, больше прежнего: и с ними поступили так же.
Наконец, послал он к ним своего сына, говоря:
Постыдятся сына моего .
Но виноградари, увидевши сына, сказали друг другу: Это наследник; пойдём, убьём его и завладеем наследством его .
И схвативши его, вывели вон из виноградника и убили.
Итак, когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

 

Брачный пир

Царство Небесное подобно царю, который сделал брачный пир для сына своего.
И послал рабов своих звать званных на брачный пир, и не захотели прийти.
Опять послал других рабов, сказав, скажите званным: Вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир .
Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою.
Прочие же, схвативши рабов его, оскорбили и убили их.
Услышав о сём, царь разгневался и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжёг город их.
Тогда говорит он рабам своим: Брачный пир готов, а званные не были достойны.
Итак, пойдите на распутье и всех, кого найдёте, зовите на брачный пир .
И рабы те, вышедши на дорогу, собрали всех, кого только нашли: и злых, и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
Царь, вошед посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду.
И говорит ему: Друг! Как ты вошёл сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
Тогда сказал царь слугам: Связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Ибо много званных, а мало избранных .

Семя

Царство Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встаёт ночью и днём, и как семя всходит и растёт, не знает он.
Ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосс.
Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

О талантах

...Как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё:
И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрёл другие пять талантов.
Точно так же и получивший два таланта приобрёл другие два.
Получивший же один талант пошёл и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует от них отчета.
И подошёл получивший пять талантов, принёс другие пять талантов и говорит: Господин! Пять талантов ты дал мне: вот другие пять талантов я приобрёл на них!
Господин его сказал ему: Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многими тебя поставлю: войди в радость господина твоего .
Подошёл также и получивший два таланта и сказал: Господин! Два таланта ты дал мне: вот другие два таланта я приобрёл на них .
Господин его сказал ему: Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многими и тебя поставлю: войди в радость господина твоего .
Подошёл и получивший один талант и сказал:
Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал.
И, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё .
Господин же его сказал ему в ответ: Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал.
Посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я прйшед, получил бы моё с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему даётся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет.
А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов .

Десять дев

Царство Небесное подобно десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных.
Неразумные, взявши светильники свои, не взяли с собою масла.
Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: Вот, жених идёт, выходите навстречу ему!
Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
Неразумные же сказали мудрым: Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут .
А мудрые отвечали: Чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе .
Когда же пошли они покупать, пришёл жених, и
готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились.
После приходят и прочие девы и говорят:
Господи! Господи! Отвори нам .
Он же сказал им в ответ: Истинно говорю вам: не знаю вас .
Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придёт Сын Человеческий.

Хозяин дома

Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой.
Вышед около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: Идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам . Они пошли.
Опять вышед около шестого и девятого часа, сделал то же.
Наконец, вышед около одиннадцатого часа, он нашёл других, стоящих праздно, и сказал им: Что вы стоите здесь целый день праздно?
Они ответили ему: Никто нас не нанял . Он говорит им: Идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите .
Когда же настал вечер, говорит господин виноградника управителю своему: Позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых .
И пришедшие около одиннадцатого часа получили и они по динарию.
Пришедшие же первыми думали, что они получат больше; но получили по динарию.
И, получивши, стали роптать на хозяина дома.
И говорили: Эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной . Он же в ответ сказал одному из них: Друг! Я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своём делать, что хочу? Или глаз твой завистлив от того, что я добр?
Так будут последние первыми, и первые последними; ибо много званных, а мало избранных.

Ближний

Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
По случаю один священник шёл той же дорогой и, увидев его, прошёл мимо.
Так же и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо.
Самаритянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился. И перевязал ему раны, возливая масло и вино, и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: Позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе .
Кто из этих троих, думаешь ты, был ближним попавшемуся разбойникам?

Трудно богатому

И вот некто, подойдя, спросил у Него (Иисуса Христа): Учитель Благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Тот ответил: Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди . - Какие? Иисус же сказал: Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и люби ближнего
твоего, как самого себя .
Юноша говорит Ему: Всё это сохранил я от юности моей; чего ещё недостаёт мне?
Иисус сказал ему: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и
следуй за Мною .
Услышав сие, юноша отошёл с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное. Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие .

Пшеничное зерно

Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много
У плода. Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий
душу свою в мире сём сохранит её в жизнь вечную.

Неверный управитель

Один человек был богат и имел управителя, на которого донесено ему было, что расточает имение его.
И, призвав его, сказал ему: Что это я слышу о тебе? Дай отчёт в управлении твоём, ибо ты не можешь
более управлять .
Тогда управитель сказал сам в себе: Что мне делать? Господин мой отнимает у меня управление домом: копать не могу, просить стыжусь.
Знаю, что сделать, чтобы приняли меня в дома свои, когда отставлен буду от управления домом .
И призвав должников господина своего, каждого порознь, спросил у первого: Сколько ты должен господину моему?
Тот сказал: Сто мер масла . И сказал ему: Возьми твою расписку и садись скорее напиши пятьдесят .
Потом у другого спросил: А ты сколько должен? Тот отвечал: Сто мер пшеницы . И сказал ему:
Возьми твою расписку и напиши восемьдесят .
И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своём роде.
И Я (Иисус Христос) говорю вам: Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.
Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.
Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?
Если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?

Блудный сын

У некоторого человека было два сына. И сказал младший из них отцу: Отче! дай мне следующую мне часть имения . И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно.
Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошёл, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить
чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал: сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и даже недостоин называться сыном твоим, прими меня в число наёмников твоих .
Встал и пошёл к отцу своему. И, когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
Сын же сказал ему: Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим .
А отец сказал рабам своим: Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного телёнка и заколите: станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся . И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И призвав одного из слуг, спросил: Что это такое? Он сказал ему: Брат твой пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым .
Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
Но он сказал в ответ отцу: Вот, я сколько лет служу тебе и никогда не преступал указания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка .
Он же сказал ему: Сын мой! Ты всегда со мною, и всё моё твоё; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся .

 

Богач и нищий

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях.
И желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы приходили, лизали струпья его.
Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово; умер и богач, к похоронили его.
И в Аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пламени сём .
Но Авраам сказал: Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь - злое;
ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят .
Тогда сказал он: Так прошу тебя, Отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев: пусть он засвидетельствует им, чтоб и они не пришли в это место мучения .
Авраам сказал ему: У них есть Моисей и пророки;
пусть слушают их .
Он же сказал: Нет, Отче Аврааме! Но если кто из мёртвых придёт к ним, покаются .
Тогда Авраам сказал ему: Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят .

Хороший урожай

У одного богатого человека был хороший урожай в поле. И он рассуждал сам с собой: Что мне делать?
Некуда мне собрать плодов моих . И сказал: Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё. И скажу | душе моей: душа, много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись .
Но Бог сказал ему: Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Что делать?

Однажды ночью, когда все ушли и ученики легли спать, Никодим пришёл к Иисусу и спросил: Что я должен делать, чтобы войти в Царство Божие?
Иисус сказал: Пока ты не умрёшь, ничто не является возможным. Если ты умрёшь, только тогда ты сможешь войти в Царство Божие. Такой, какой ты есть, - ты должен умереть, лишь тогда ты сможешь родиться таким, каково твоё внутреннее существо .

Судья

В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: Защити меня от соперника моего . Но он долгое время не хотел. И после сказал сам себе: Хотя я и Бога не боюсь, и людей не стыжусь, но как эта вдова не даёт мне покоя, защищу её, чтобы она не приходила больше докучать мне .

Смоковница

Некто имел в винограднике своём посаженную смоковницу, и пришёл искать плоды на ней, и не нашёл. И сказал виноградарю: Вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает .
Но виноградарь сказал ему в ответ: Господин! Оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом. Не принесёт ли плода? Если же нет, то в следующий год срублю её .

Двое молящихся

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
Фарисей, став, молился сам себе так: Боже! Благодарю тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю . Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!

Твой крест

Одному человеку казалось, что он живёт очень тяжело. И пошёл он однажды к Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил у Него: Можно я выберу себе иной крест? Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завёл его в хранилище, где были кресты, и говорит: Выбирай .
Зашёл человек в хранилище, посмотрел и удивился: Каких только здесь нет крестов - и маленькие, и большие, и средние, и тяжёлые, и лёгкие . Долго ходил человек по хранилищу, выискивая самый малый и лёгкий крест, и наконец нашёл маленький-маленький, лёгенький-лёгенький крестик, подошёл к Богу и говорит: Боже, можно мне взять этот? . - Можно, - ответил Бог. - Это твой собственный и есть .

 

_______

* цитируется по книге Притчи человечества . Составитель В.В.Лавский. Минск Лотаць . 1997 г.

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

10 лето 2002 г дата публикации: 1.06.2002