этико-философский журнал №100 / Зима 2024-2025
Постучался как-то в дом к одному старику нищий странник. Старик принял его с любовью, пригласил остаться на ночь.
– Кто ты, бедный человек?
Нищий ответил:
– Я – человек, говорящий правду, поэтому, куда бы я ни пришёл, меня прогоняют.
Хозяин удивился, угостил гостя ужином. Поев, они пошли спать. Утром встали, начали одеваться. Нищий увидел, что старик – одноглазый, и сказал ему в лицо: ты, мол, кривой.
И тут рассердился старик, выгнал его из дому, сказав:
– Ты не находишь себе места и стал всем ненавистен, ибо не правду говоришь людям, а попрекаешь людей их недостатками.
Сказанная без любви, правда выглядит как оскорбление.
Жили-были муж с женой. Когда они были молодые, жили хорошо, дружно, никогда не ссорились. Но вот пришла старость, и стали они чаще и чаще спорить друг с другом. Старик скажет старухе слово, а она ему два, он ей два, а она ему пять, он пять, а она десять. И такая ссора между ними начинается, что хоть из избы убегай. А разбираться начнут – никто не виноват.
– Что это мы с тобой, старуха, а? – спросил старик.
– Да это ты, старый, ты всё!
– Я? А не ты ли? Со своим длинным языком?
– Не я, а ты!
– Ты, а не я!
И снова ссора начиналась.
Вот стала старуха думать, что делать? Как быть? Как жить со стариком дальше? Пошла она к соседке и рассказала ей про свою беду. Соседка ей сказала:
– Я могу помочь твоему горю. Есть у меня волшебная водица. Как старик начнёт кричать, ты возьми в рот немного этой водицы. Но, смотри, не проглоти её, а держи во рту, пока он не успокоится… И всё будет хорошо.
И дала она старухе воды в бутылочке. Старуха поблагодарила и пошла домой.
Только она вошла в дом, а старик сразу начал кричать:
– Где ты была? Что делала? Давно уже пора самовар ставить, чай пить, а тебя нет!
Хотела старуха ответить ему, но вспомнила про совет, взяла в рот воды из бутылочки и не проглотила её, а стала во рту держать. Старик понял, что старуха не отвечает, и сам замолчал. Обрадовалась старуха: «Видно, эта водица-то и действительно волшебная!»
Спрятала она бутылочку с волшебной водицей и самовар стала ставить.
– Что это ты там гремишь? – закричал старик. – Самовар поставить не умеешь!
А старуха хотела ему ответить, да вспомнила совет соседки и опять взяла в рот водицу.
Увидел старик, что старуха ни словечка ему не отвечает, удивился и… замолчал.
С тех пор перестали они ссориться и стали жить, как в молодые годы. А всё потому, что как только старик начнёт кричать, старуха сейчас же берёт в рот волшебную водицу. Вот, сила в ней какая!
Каждый день бурлак медленно брёл по тернистому берегу реки и тянул против течения за собой на верёвке лодку. Его ступни были в кровь изранены острыми колючками, которыми густо порос берег. Но он продолжал свою работу, мечтая о том, как в один прекрасный день, заработав своим бурлацким трудом кучу денег, он купит много-много подушек и одеял и расстелет их вдоль берега, чтобы уберечь свои ноги от порезов.
«Вот тогда, – думал он, – тащить лодку будет одно удовольствие и моё бурлацкое дело будет по-настоящему процветать».
Однажды старая, обессилевшая цапля стояла на берегу, как будто опечаленная. Рак, не подходя к ней близко, спросил её:
– Что это ты стоишь в стороне и отказываешься от пищи?
Цапля отвечала:
– Послушай, друг! Я питаюсь рыбой, но слыхала, как рыбаки совещались о том, чтобы непременно выловить здесь всю рыбу. Теперь нам грозит голодная смерть. Я так обеспокоена, что еда уже меня не привлекает.
Тут все рыбы задумались: «В таком положении и к цапле можно обратиться за помощью. Спросим же её, что нам делать. Ведь с врагом, приносящим пользу, можно быть в союзе, но нельзя быть в союзе с другом, который вредит: ведь польза или вред являются существенными признаками друга или врага».
Рыбы спросили цаплю:
– Есть ли какое-нибудь средство для спасения?
Цапля отвечала:
– Вам поможет одно: надо переселиться в другие воды. Я могу вас туда перенести.
Рыбы из страха согласились на это. А коварная цапля брала рыб поодиночке и съедала их. Тогда обратился к цапле рак:
– Цапля, отнеси и меня туда!
Цапле стало интересно попробовать мяса рака, и она взяла его в клюв и понесла. Когда цапля несла рака вдоль берега, он увидел на земле разбросанные рыбьи кости и подумал: «Пропал я, несчастный! Остаётся лишь действовать по обстоятельствам. Опасности надо бояться, пока она не пришла; а когда увидишь, что она рядом, борись с ней, отбросив страх. Когда тот, на кого нападают, не видит впереди никакого спасения, тогда он поступает разумно, если идёт в бой против врага и в бою умирает. Если без боя грозит тебе верная гибель, а бой представляет для жизни только опасность, надо выбрать бой».
Когда цапля вытянула шею, чтобы проглотить рака, тот вцепился ей клешнями в горло и перекусил его.
Было у одного человека два сына. Выросли они, а отец и говорит им:
– Пора, сыновья, за настоящую работу приниматься. Кто из вас чем хочет заниматься?
Молчат сыновья, не знают, какую себе работу выбрать.
– Ну, пойдём, – говорит отец, – по свету походим да посмотрим, что люди делают.
Собрались и пошли потихоньку. Идут сыновья, ко всему приглядываются, думают, какую бы им работу выбрать.
Подошли к одной деревне. Видят – стоит у выгона кузница. Зашли они. Поздоровались с кузнецом, поговорили. Старший сын даже молот взял в руки и помог кузнецу лемех выковать. Потом двинулись дальше.
Подошли к другой деревне. Старший сын поглядел туда-сюда: не видать кузницы в этой деревне. Вот и говорит он отцу:
– Почему бы и тут кузницу не поставить? Я бы мог кузнецом остаться. Эта работа мне нравится.
Обрадовался отец: нашёл, думает, старший сын себе средство к жизни!
– Ладно, – говорит, – будь кузнецом в этой деревне.
Поставил он сыну кузницу, тот и начал кузнечным делом заниматься. И люди хвалят его, и сам он своей работой доволен.
А младший сын сколько ни ходил, никак себе работу по вкусу не найдёт.
Идёт он раз с отцом мимо луга. Видит – пасётся на лугу вол. А деревня далеко, и пастуха не видать.
– А не начать ли мне, отец, волов красть? – говорит сын. – Работа эта лёгкая, и каждый день мясо будет. И сам растолстею, как вол.
– Кради, – говорит отец. – Затем я тебя и вожу, чтоб ты себе постоянное занятие выбрал.
Взял сын вола и погнал домой. А отец говорит:
– Подожди меня возле леса – мне надо ещё в эту деревню заглянуть: там один мой знакомый живёт.
Гонит сын вола да всё, как волк, оглядывается, не бежит ли кто за ним. Пока до леса добрался, порядком перетрусил.
Подождал он у опушки, пока отец воротился, и погнали они вместе вола домой.
Зарезали дома вола, сняли с него шкуру и стали мясо варить. Наварили, а отец и говорит сыну:
– Вот что, сынок, давай-ка сначала снимем мерки да посмотрим, кто из нас от этого вола раздобреет.
Взял он шнурок, смерил шею себе и сыну и завязал узелки. Сели за стол. Отец ест спокойно, а сын всё на двери поглядывает, не идёт ли кто вола искать? Залает собака, пройдёт или проедет кто мимо избы – сын хватает мясо и в чулан прячется. А у самого руки и ноги дрожат. И так день за днём.
Съели они, наконец, вола. Отец и говорит сыну:
– А теперь давай шеи мерить – кто же из нас раздобрел?
Оказалось, что у отца шея вдвое потолстела, а у сына вдвое похудела.
Удивляется сын:
– И чего оно так?
– А оттого, что ты краденого вола ел, – говорит отец.
– Так и ты ведь ел краденого!
– Нет, я хозяину заплатил за вола и ел, как своего. Потому-то я и потолстел. А ты как сядешь за стол – страх тебе сразу на шею прыг и душит! Оттого она и худеет. Краденым, брат, сыт не будешь!
Однажды в праздничный день сидели крестьяне на скамейке перед домом и беседовали о своих делах. Подошёл к ним деревенский лавочник и стал хвастаться: я, мол, не лыком шит и в барских хоромах бывать доводилось. А самый бедный крестьянин сидел себе и посмеивался:
– Подумаешь, великое дело, что тебе в барских хоромах бывать приходилось. Если я захочу, то и обедать буду с барином.
– Это ты-то будешь обедать с барином? Да если я такое диво своими глазами увижу, то всё равно не поверю, – разгорячился лавочник.
– Вот увидишь, что я буду обедать с барином.
– Нет, не будешь!
Спорили они, спорили и, в конце концов, бедный крестьянин заявил во всеуслышание:
– Бьюсь об заклад, что я буду обедать с барином. Если станет по-моему, ты мне дашь вороного и гнедого коня, а если ты окажешься прав, то я три года бесплатно отработаю на тебя.
Обрадовался лавочник:
– Согласен! Дам я тебе вороного и гнедого коня, а в придачу и корову пожалую, – говорю это при свидетелях.
Пошёл бедняк к барину:
– Ваша милость, хочу я у Вас о чём-то спросить, только прошу Вас, пусть это останется между нами: сколько стоит слиток золота, величиной с мой кулак?
Ничего не ответил барин, только хлопнул в ладоши:
– Дайте-ка нам с мужичком выпить да закусить и принесите обед, да побыстрее! Садись, садись, не робей, ешь, пей, сколько твоей душе угодно!
Угощает барин крестьянина, как дорогого гостя, а сам так и дрожит от жадности, боится, как бы слиток не упустить из своих рук.
– Иди, мужик, принеси свой золотой слиток. Дам я тебе за него пуд муки и пять гривенников.
– Да нет у меня, барин, никакого слитка! Я просто так полюбопытствовал, сколько стоит слиток золота, величиной с мой кулак.
Рассердился барин:
– Вон отсюда, болван!
– Какой же я болван, барин, раз ты меня угостил, как дорогого гостя, за этот обед я ещё получу от лавочника двух коней и корову?
Бродил медведь по лесу и вдруг почуял запах мёда. Он посмотрел наверх и увидел привязанное верёвкой к дереву бревно. «Не нравится мне это бревно», – подумал медведь и оттолкнул его от себя. Бревно качнулось и сильно ударило в бок медведя. Тогда медведь сильнее оттолкнул бревно, оно обрушилось на медвежью голову. Медведь разозлился ещё пуще и оттолкнул опять бревно, а бревно опять ударило ему в бок и чуть даже не свалило с дерева. Медведь взревел от злости и бросился мстить бревну. Долго он ревел и отбрасывал бревно то в одну, то в другую сторону. А бревно всё колотило и колотило его по макушке, пока не обломало ему бока и не разбило голову. Рухнул медведь на землю и умер. А привязанное к дереву бревно всё ещё охраняет мёд для разумного человека.
Не всё сила решает!
Построили журавль и цапля себе избушки на разных концах болота.
Журавлю стало скучно жить одному, и решил он жениться. «Пойду к цапле свататься! Она на меня похожа: и нос у неё длинный, и ноги».
Пошёл журавль к цапле. Семь вёрст по болоту шёл, пришёл и сказал:
– Я пришёл к тебе свататься, выходи за меня замуж!
– Нет, журавль, – ответила ему цапля. – Не пойду я за тебя замуж, ноги у тебя длинные, а платье короткое! Бедно живёшь. Нечем тебе меня кормить будет.
Пошёл журавль домой ни с чем. Ушёл он, а цапля стала думать: «Скучно жить одной, лучше выйду замуж за журавля!»
Пошла к журавлю. Пришла и сказала:
– Журавль, я передумала, возьми меня замуж!
– Нет, цапля, не хочу на тебе жениться, не возьму тебя замуж.
Заплакала цапля от стыда и вернулась домой. А журавль остался один и подумал: «Напрасно я не взял цаплю замуж: скучно жить одному. Пойду к ней, скажу, что передумал, и женюсь на ней».
Пошёл журавль к цапле. Пришёл и сказал:
– Цапля, передумал я, решил жениться на тебе. Выходи за меня!
– Нет, долговязый, не пойду я за тебя замуж!
Пошёл журавль домой, а цапля стала опять думать: «Зачем я не согласилась выйти за него замуж! Одной жить невесело, лучше пойду я замуж за журавля!»
Пошла к журавлю. Приходит, а журавль не хочет брать её в жёны. Вот так они и до сих пор ходят один к другому свататься, да никак не женятся.
Все слышали о том, что волк хитёр и коварен.
Пришёл некогда волк к ослу, на поле пасущемуся, и говорит:
– Дружок, здоров ли ты? Что здесь делаешь?
Отвечает осёл:
– Благодарен за твой добрый вопрос, но не очень здоров, волочу ногу за ногу, не могу даже и траву щипать.
А волку то и на руку. Он тихонько приближается и мягким голосом спрашивает снова:
– Дружок, а как тебя зовут?
Осёл, хоть и дурень, но и в дурне иногда здравый смысл просыпается, отвечает:
– Братец волк! Этого тебе, уж прости, сказать не могу – забыл, потому как давно уж от отца с матерью ушёл. Только помню, что имя моё они написали на копыте задней ноги. Если хочешь узнать, прочти – я подниму тебе копыто повыше.
Волк же, лукавя, хоть и знал имя осла, стал присматриваться, встав поближе, что на копыте написано. Осёл же его в лоб и ударил, да так, что у того мозги отшиб.
Хитрая же лисица, стоявшая в стороне и всё знающая, пришла к волку и говорит:
– Ну, что – поел? Так остатки на завтра побереги!
Люди, которые злоумышляют против других, сами в свои сети попадают, и тогда исполняются слова пророков: выкопаешь яму другому – сам в неё упадёшь.
Одному мужику хотелось есть. Он купил калач и съел – ему всё ещё хотелось есть. Купил другой калач и съел – ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел – ему ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:
– Экой я дурак! Что же я напрасно съел столько калачей. Мне бы надо сначала съесть одну баранку.
Встретились рыбак и охотник и разговорились.
– Раз, – сказал рыбак, – у меня клюнула щука. Я её тащить, а она такая сильная да большая, – думаю, её мне в лодку не втащить. Взял топор, тюкнул – и разрубил пополам. Голова ушла, а хвост остался. Ну, взял хвост, принёс домой. А на следующий год на этом же самом месте закинул блесну – опять эта щука схватила, без хвоста.
– Бывает… А вот у меня была собака. Пойду на охоту, она заметит зайца, сделает стойку и поднимет лапу: один заяц, значит! А попадутся два зайца – две лапы поднимет; три зайца – три лапы, а на одной стоит.
– Ну, а четыре зайца?
– Четыре? Тогда она четыре лапы поднимает.
– А на чём же, – спросил рыбак, – она стоит?
– Как на чём? На хвосте!
Некий врач пришёл в один город, а в это время приключилось дочери властелина города впасть в недуг. И пообещал врач премудрый, но слепой, что вылечит он девицу настойкой травы. Все удивились, как же он разбирается в травах, если слеп. Он же, не глядя на траву, сделал настойку и дал ей пить. Она же от этого впала в желудочный недуг и умерла. И принудил её родитель самого врача выпить этого зелья. И тот, выпив, умер.
И такое ожидает всякого, кто говорит и делает, не зная предмета.
Однажды очень знатный человек обратился к мудрецу с вопросом:
– Скажи, уважаемый, раз ты такой умный, почему же ты не богатый?
На что мудрец, обратившись к его расшитому золотом дорогому кафтану, ответил:
– Видишь ли, уважаемый кафтан, богатство моё внутри, а не снаружи. Ведь когда твой хозяин засыпает, он не берёт с собой ни тебя, ни своих слуг, ни золото, ни чего-либо другого. И если ему приснится тигр, бегущий за ним, то ему придётся в страхе убегать от тигра, а не звать на помощь слуг.
Спасёт его во сне от тигра лишь умение быстро бегать. Если же ему приснится, что он замерзает в лютый мороз, он будет трястись от холода и не сможет взять и укрыться тобою – тёплым кафтаном. Его спасёт от холода лишь умение разжигать огонь. Истинное богатство – это наши способности. Они внутри, а снаружи лишь только их проявление.
Богач, изумлённый тем, что мудрец говорит с его кафтаном, а не с ним, воскликнул:
– Да ты безумен! Как можно говорить с моим кафтаном и не видеть меня – его хозяина!
На что мудрец, улыбнувшись, сказал:
– Вот так и большинство людей. Они говорят с телами и не видят тех, кто является их хозяевами.
Жили-были бабушка, внучка, курочка и мышка. Каждый день ходили они за водой.
Вот раз водоносы воды набрали и пошли домой через огород. А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблочко упало – и зайке в лоб! Прыгнул зайка, да прямо водоносам под ноги.
Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабка охнула:
– Ох! Медведь меня чуть не задавил!
Внучка заплакала:
– Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!
Курочка на печке закудахтала:
– Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!
А мышка из-под печки запищала:
– Кот какой усатый! Вот страху я натерпелась!
А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и подумал:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»
Источник текстов: сайт Притчи.ру
№91 дата публикации: 01.09.2022
Оцените публикацию: feedback
Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore
Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...
Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru
copyright © грани эпохи 2000 - 2020